«Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, - пишет Альберт Эйнштейн, - то, что же тогда означает пустой стол?»
Рассмотрим: сегодня мы едим на ходу: «Стоя посреди избы, пишет И.Тургенев XIX века, - перед столом, она, не спеша, ровным движением правой руки черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой», - семь раз поели, а за столом не сидели.
Каждый садится за стол, когда он хочет, не ждёт других, хватает со стола еду ещё до того, как все приступят к поглощению пищи, а сама семья в полном составе за столом собирается не так-то часто. Оттого и пустой стол – пусто, потому, что не полно и общения нет.
Людям кажется странной мысль о том, что все вещественное – только наше представление. «Все-таки стол есть, и всегда... И уйду из комнаты, он есть, и для всех он есть такой же, какой и для меня», – говорят обыкновенно.
Стол играет важную роль для человека - ему отводят центральное место в комнате. Стол является одним из наиболее древних видов мебели. В традиционной русской избе стол (даже переносной) имел постоянное место. Он стоял в самом почётном месте – красном углу.
«Чай было принято не убирать со стола на протяжении всего дня – Лев Толстой был большим его любителем» - написано в книге.
Стол составлял неотъемлемую принадлежность дома, даже при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Всё дело в том, что символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением христианскому престолу «Стол – это Божий престол», «Стол – это ладонь Божья дающая хлеб», или «рука, протянутая людям». Стол называли «материнским сердцем» подразумевая, во-первых, сердце матери, во-вторых, сердце дающее хлеб нуждающемуся в пище. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска». Поэтому у славян на столе постоянно находился хлеб и соль. Кстати, с помощью солонки можно было тонко дать понять гостю, что его визит нежелателен: гость понимал это, видя, что на столе нет соли. Постоянное пребывание хлеба на столе должно обеспечить достаток и благополучие дома. Стол содержался в чистоте, перед обедом покрывался чистой, опрятной скатертью из домотканины, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Не разрешалось класть на стол посторонние предметы, так как это место самого Бога.
Стол был местом ежедневного удостоверения единства семьи. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой». Хозяйка, приглашая семью за стол, говорила: «Садитесь за стол все!», «Садитесь, вся честь на столе». Никогда не говорили: «Давайте, идите все обедать», так говорить нельзя, а то всякая нечисть за стол к еде броситься. Поэтому и приглашали только.
Место, занимаемое за столом – важный показатель семейного и социального положения человека. Каждый член семьи знал своё место. Во время семейной трапезы, хозяин дома сидел во главе стола. Хозяйка сидела на противоположном конце стола. Старший сын располагался по правую руку. Второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших, брачного возраста сажали на лавку.
Дочери ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать заведённый порядок без крайней необходимости не полагалось. Человека их нарушевшего, могли строго наказать. И никто не наваливается на стол никакими частями тела - все ведь живые.
Перед принятием пищи предшествовала молитва, хозяин дома резал хлеб, затем стучал ложкой по миске, тем самым давал разрешение приступить к трапезе. Правом отведать еду первыми обладали старшие члены семьи, в последнюю очередь – дети. Строго соблюдалось предписание: «Стол – тоже, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно как в церкви».
Трапезничали неспешно, старались подольше не вставать, из-за стола подольше сидеть за столом, «сколько за столом посидишь, столько в царстве небесном пробудешь». «Множество магических обрядов связано со столом. Так, во время обеда или ужина, потому что, по представлениям крестьян.
Ели молча, за столом нельзя было смеяться, шуметь, стучать ложкой по столу и тем более ругаться. Нарушение этих правил влекло за собой наказание – провинившийся получал от отца ложкой по лбу и как крайняя мера - выгоняли из-за стола. Однако за чаем допускались разговоры и смех, поскольку «чай не свят, как хлеб».
Идеальная трапеза мыслится не только как объединение всей семьи, рода (включая предков) но и объединение всех живых, общину, мир. Поэтому обязательным условием было участие в трапезе всех домашних. Есть, не начинали, пока за столом не соберутся все члены семьи. Тому, кто пытался выйти из-за стола, говорили: «Не ломай стола!». Существовало поверье, что за трапезой наблюдает не ангел, а домовой (который соотносится с предком – покровителем). Когда члены семьи за столом сидят чинно, ангел ходит вокруг и доволен, что хорошо сидят, не скандалят. А если скандалят – ему не по душе, (он уходит, не показывается). По окончании трапезы всегда благодарили Бога: «Слава тебе Господи!»
Особые предписания были по поводу уборки со стола. В перерывах между трапезами стол должен оставаться пустым (оставались только хлеб и соль). Особенно строго следили, чтобы на столе, после трапезы не оставался нож, (к ругани) а также незакрытая и не перевёрнутая днищем вверх посуда.
Запрещалось вытирать со стола бумагой, если вытрешь –«шум будет» (ссора), голой рукой – «бедно будешь жить» или «бородавки будут на руке» (в то же время для того, чтобы свести бородавки, их надо тереть тряпочкой, которой вытирают со стола). Кусок хлеба упавший под стол, считался «отданным бесу», его отдавали коту или собаке. Пространство под столом рассматривается как место обитания нечистой (потусторонней) силы, что соотносится с семантической оппозицией верх-низ. Известен обычай обвязывать ножки стола, чтобы найти пропавшую вещь: «Бес, откинь … (что потерял, то называешь)». За столом нельзя проделывать какие–либо манипуляции с волосами и одеждой, потому что в этот момент из иного мира (из-под стола), человеку может явиться незнамо что.
Если европейское слово «стол» (table, tabla и т.д.) происходит от латинского «tabula». Скорее всего, происхождение тюркское, словосочетание «ас дуол». С якутского - еда, много еды. Старославяне могли произносить как астол, откуда произошло нынешнее слово стол. Любопытно и, как мы увидим, совсем не случайно совпадение этимологии слова стол и слова истина. Русское слово истина сближается с глаголом есть (от быти), и, как отмечает П.Флоренский, «истина - сущее, в отличие от мнимого, не существующего».
Евр. слово шулхан (букв. «снятая шкура» или «распяленная шкура») обозначает кожаную подстилку, которую семейство расстилало на полу или на низкой столешнице...» - /Библейская энциклопедия Брокгауза/.
«И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя» -/Исх.25.23/. Здесь дается повеление изготовить из дерева и обложить золотом стол, который должен стоять не во Святом-святых (где не было ничего, кроме ковчега с его принадлежностями буфета, блюда, ложки). «Приготовляют стол, расстилают покрывала, - едят, пьют» - /Ис.21.5/. «Приготовьте стол со всевозможными яствами. Поставьте стражников пусть они стоят в дозоре на сторожевой башне, пока мы будем, безмятежно есть, пить и веселиться; и если будет дан сигнал тревоги, то князья встанут, смажут щиты и будут готовы оказать врагу теплый прием».
Отсюда и запреты оставлять на столе что-то лишнее, кроме хлеба. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска». Наличие хлеба на столе символизировало достаток и благополучие дома.
«И полагай на стол хлебы предложения пред лицом Моим постоянно» - /Исх.25.30/. Этому столу надлежало быть всегда накрытым и обеспеченным хлебами предложения. Стать знаком общения народа с Богом. Хлеб на Божьем столе выпекался из того же зерна, что и хлеб на столах людей, выходит, что Бог и Израиль действительно ели вместе в залог дружбы и общения; Господь вечерял с израильтянами, и они с Ним.
«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?» - /Лук.17.7/ Раб, который пахал или пас скот в поле, по возвращении домой должен еще поработать и вечером, послужить своему хозяину за столом. Исполнение долга по отношению к церковным общениям не освобождает нас от упражнения в молитве; после того как мы потрудились для Бога, нам следует еще послужить Богу, мы должны служить Ему постоянно. Наша главная забота должна быть о том, чтобы выполнить свои обязанности, а утешения от них ожидать от нашего Господина, как и когда Он пожелает послать его нам. Никакой раб не ожидает, что хозяин скажет ему: пойди скорее, садись за стол. Для этого у нас будет достаточно времени, после того как мы закончим нашу дневную работу. Будем стараться выполнить свою работу, и выполнить ее хорошо, и тогда в свое время будет нам и награда.
В Воронежской губернии купленных кур обводили, вокруг ножки стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так и вы, куры, от двора не отходите!». На второй день после крестин совершался обряд «ходить» (собираться, садиться) в рай». Для этого обходили вокруг стола, а потом сидели за ним. Во время свадьбы совершали обход вокруг стола, после родов обносили новорождённого. В Костромской губернии повитуха трижды обводила роженицу вокруг него со словами: «Освободи, Господи, одну душу грешную, а другую - безгрешную». В тоже время, вне обрядов обход вокруг стола запрещался: «человек должен был выходить из-за стола с той же стороны, с какой садился за него. Обойти стол просто так вокруг считалось плохой приметой».
«Она присела к столу и принялась методично перебирать бумаги из разных связок. Каждый раз, взяв следующую, она, едва взглянув, сортировала документы на небольшие аккуратные стопки. Закончив, она какое-то время сидела неподвижно, глядя в пространство перед собой, задумавшись» - /Агата Кристи-мастер детективов/.
Обеденные столы - это место не только для еды, но и для приятных встреч с родными и близкими. «И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье» - /Быт.43.31/.Умыв лицо с целью удалить следы слез на нем, Иосиф вышел к братьям, и пригласил их к столу. Поставлены были три отдельных стола: один для Иосифа, который, как первый вельможа и притом член жреческой касты, по древнеегипетским обычаям, не должен был есть даже вместе с другими высокопоставленными египтянами, не говоря о чужестранцах, с которыми и всякому простому египтянину есть не позволялось. Другой стол для египетских сослуживцев Иосифа, по сказанному, не имевших возможности разделять трапезу с чужеземцами, в частности, сирийцами и евреями; третий стол – для братьев Иосифа. «И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом» - /Быт.43.33/.Что древние египтяне за столом сидели, а не возлежали. Исполняя обычный этикет Востока, Иосиф располагает места для братьев за столом по старшинству их, тем снова приводит их в недоумение и замешательство и вселяет в них суеверный страх к себе, как способному открывать тайны. Иосиф всем братьям посылает кушанья от стола своего.
Ибо, людей, которые действительно нуждаются в нашей помощи и благотворительности, не так часто найдешь без наведения справок. Кто больше всего нуждается, тот наименее настойчив.
Давид наводил справки именно об оставшихся из дома Саулова, которым он хотел явить милость ради Ионафана: «не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова?» - /2Цар.9.3/.то, если царю угодно, не стоит беспокоить двор, ибо он всегда будет есть за моим столом, и при этом с ним будут обращаться как с одним из сыновей царя». Но Давид пожелал, чтобы Мемфивосфей ел за его столом, и Мемфивосфей был доволен своим положением, «Мемфивосфей всегда будет, есть за моим столом, - ел за столом Давида. Он был хром на обе ноги» - /2Цар.9.13/.
«Усаживались торжественным или приватным кругом за стол и предавались развлечениям сообразно своим темпераментам: Сталин без слов требовал, чтобы все присутствующие были веселы, пели и даже танцевали, но только не задумывались» - /Д.Т. Шепилов/. «Это была чисто кавказская манера – многочасовые застолья, - пишет С. Аллилуева, - где не только едят и пьют, а просто решают тут же, над тарелками, все дела – обсуждают, едят, спорят». Есть чему хорошая манера.
Но, как выяснили психологи, место за столом и амбиции человека, то, какое место он для себя выбрал в коллективе, несомненно, отражаются на его местоположении во время совещаний или каких-либо других коллективных собраний.
Во главе стола и лицом к двери всегда сидит начальник. Такое место за столом позволяет видеть всех и все. Кто вошел, кто вышел, кто опоздал, кто, чем занят во время данного сбора коллектива. Правда, иногда боссы садятся посередине стола, в рядах подчиненных (как выяснили психологи, обычно этим «грешат» начальники-дамы), тем самым желая подчеркнуть свой демократизм и убедить коллектив в том, что начальник тоже член коллектива. Для каждого гостя было свое строго определённое его положением место за столом. Именно тогда и появилось понятие «Честь и место».
Христос и двенадцать апостолов возлежат вокруг стола; горница ярко освещена; сквозь ее окна видно небо, усеянное мириадами сияющих звезд. Собрание новозаветной церкви основывалось на принципе «круглого стола», то есть, каждый приглашался к участию в служении. А не так послушал Слово, как у баптистов, и сиди голодный, а сами едят. Не красиво, не этично.
Но что это? Христос вдруг встает из-за стола и направляется к двери, где находилась умывальница и вода для омовения ног. В чем же дело? Апостолы упустили совершить обычай своей страны: омыть ноги, прежде чем приступить к трапезе. Омовение ног окончено, и Христос снова за столом в кругу Своих апостолов. И здесь за столом мы видим чудесное зрелище: «это Иоанн, возлежащий на груди Христа» - /Иоан.13.23/. Не зовет ли этот апостол, возлежащий на груди Учителя, всех нас, учеников Иисуса, к этому самому благословенному месту в нашей земной жизни? Об этом месте мы поем прекрасную песнь: «Мир, полный мир! Хоть зло вокруг кипит,… но на груди Христовой мир царит…» А как необходим всем нам этот глубокий, как океан, мир!
На любом торжестве по тому или иному поводу более тесное знакомство начинается, когда все гости собираются за столом, и обычно при подаче закусок начинается беседа. Что у христиан отсутствует. Очень жаль. Нет стола общения, нет и Христа между ними, чему Он учил, не исполняют.
Заповедь принимать гостей касается не будущего твоего положения, а обязанности на сегодня. Если ждать, пока стены станут идеально белыми, дети максимально воспитанными, а стол реально начнет ломиться от угощений, мы никогда не начнем исполнять эту важную заповедь.
Жизнь первых христиан состояла из четырех важных элементов. В Книге говорится: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитве» - /Деян.2.42/. Александр Мень говорил: «Это как четыре ножки стола или стула. Вот попробуй, подпили одну ножку, стол и стул стоять уже не будет». В современной церковной жизни мы сплошь и рядом видим, как люди то одну, то другую ножку ставят во главу угла, а про все остальные забывают. Кто-то говорит: «Иисусова молитва - самое главное». Кто-то говорит: «Причащайтесь - это самое главное». Только четыре основы действительно работают. Общение проявляется в заботе друг о друге».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
|